Posted in Մայրենի

Համերգը

Վտակը ժայռից ներքև է թռչում,
Թափ առած ընկնում քարերի գլխին,
Զարկում ավազին, շաչում է, ճչում,
Ճչում անհանգիստ, փրփուրը բերնին։

Ինչպես ծերունին, ձայնով պառաված,
Ձայնակցում է ժիր թոռնիկի երգին,
Այնպես է ծերուկ անտառը կամաց
Արձագանք տալիս ջրի աղմուկին։

Այնինչ բնության զվարթ համերգի
Ունկնդիրն անխոս, հավիտենական,
Ժայռը մտախոհ՝ իր մռայլ մըտքի
Ետևից ընկած՝ լսում է նրան։

Հարցեր և առաջադրանքներ՝

  1. Դուրս գրիր անծանոթ բառերը, բառարանի օգնությամբ բացատրիր և սովորիր:
    Վտակ – Ջրի բնական բարակ հոսանք,
    շաչում –  Որևէ բան խոսողի ունկնդրող՝ լսող (մարդ):
    հավիտենական – Մշտնջենական, սկիզբ և վերջ չունեցող,
    մռայլ – Միգապատ
  2. Ինչո՞ւ  է բանաստեղծությունը կոչվում «Համերգ»:
    Բանաստեղծությունը կոչվում Համերգ , որովհետև նրա մեջ շատ ձայներ կան։
  3. Բանաստեղծության մեջ ի՞նչն է ավելի շատ՝ գո՞ւյնը, ձա՞յնը, թե՞ շարժումը:
    Բանաստեղծության մեջ ավելի շատ ձայն կա , որովհետև գետն է խշխշում և <<Համերգի>> անուշ երգի է սվում։
  4. Ո՞ր քառատողը քեզ ավելի շատ դուր եկավ, ինչո՞ւ:
    Ինձ դուր եկավ գետակի քառատողը, որովհետև ես շատ եմ սիրում տարբեր գետերի խշխշոցներ։
  5. Նկարիր այդ քառատողը
Posted in Задание

Школа хороших манер

А  где я сяду? — Танечка вместе с мамой вошла в вагон трамвая и теперь оглядывалась по сторонам. Все места были заняты.
— Нам недалеко ехать, — негромко сказала Танечке мама. — Постоишь
— А я хочу сесть! — капризно надулась дочка. — Я всегда сижу!
— Ну, раз всегда, значит, садись, — седой человек с палочкой поднялся и отошёл в сторону. — Пожалуйста!
Танечка быстренько уселась на его место и стала разглядывать машины, бегущие рядом с трамваем. Потом пальчиком на стекле нарисовала букву Т, поёрзала на сиденье и чинно сложила на коленях руки.
Но что-то ей мешало сидеть спокойно. Нет-нет, да и поглядывала то на палку, то на пожилого человека, который теперь тяжело на неё опирался.
— Мама, нам скоро выходить? — спросила она.
— Через две остановки, — ответила мама.
— А вам через сколько? — Таня дотронулась до рукава седого пассажира.
— Мне через три.
— О, тогда вы одну остановочку посидите на моём месте, когда я выйду! — обрадовано заявила девочка и стала снова смотреть на проезжающие машины.
— Нет, девочка, вряд ли я смогу посидеть одну остановку, — невесело усмехнулся человек с палочкой. — Зайдёт ещё какая-нибудь девочка, которая привыкла всегда сидеть, — придётся мне стоять до самого выхода.
— А я, когда буду выходить, скажу этой девочке, чтобы она не садилась! — Танечка нахмурила бровки.
— А себе? — спросил пожилой человек. — Себе ты ничего не скажешь?
Подумала-подумала Танечка и ответила:
— Я скажу себе: у тебя, Танечка, ножки молодые, крепкие, ты постой, а дяди с палочкой пускай посидит — ему стоять тяжело. — И встала. — Садитесь, пожалуйста!
— Спасибо! — улыбнулся пожилой человек, сел и палку рядом поставил.
— Знаешь, мама, — зашептала Танечка маме, — а мне стоять даже лучше, чем сидеть. Настроение какое-то хорошее стало.
А это потому, что ты хорошо поступила, — ласково погладила дочку по голове мама.

Ответьте на вопросы:
Чем понравился тебе рассказ?
Мне понравился рассказ, потому – что в конце девочка уступила место пожилому человеку.
В каком транспорте ехали Танечка и мама?
Танечка и мама ехали в трамвае.
Почему Таня не могла сесть на сиденье?
Таня не могла сесть на сидение, потому – что там должен сидеть пожилой человек.
Кто уступил Тане место?
Тане уступил пожилой человек.
Почему Тане стало неудобно сидеть?
Тане стало неудобно сидеть, потому – что Таня должна уступить место пожилому человеку.
О чем поговорили старичок и Таня?
Старичок и Таня поговорили а совести.
Почему у Тани поднялось настроение?
У Тани поднялось настроение, потому – что она сделала доброе дело.
Как бы вы поступили вместо Тани?
Я бы уступила пожилому человеку.